Турбийон — это конструкция, разработанная французским часовщиков Абрахамом Луи Бреге в 1795 году для повышения точности часового механизма. Его задача заключалась в компенсации влияния силы гравитации на спусковой механизм, балансовое колесо и спираль. С помощью турбийона в старых моделях часовых механизмов решалась проблема погрешности хода, связанная с силой притяжения.
Турбийон в часах:
1 — Вращающаяся каретка;
2 — Спусковой механизм (анкерный ход): анкерное колесо, анкерная вилка;
3 — Спираль баланса;
4 — Балансовое колесо.
Это вращающаяся каретка, в которую помещают чувствительные ко всемирному тяготению подвижные детали часового механизма — балансовое колесо со спиралью и компоненты анкерного хода. Каретка вертится со скоростью один оборот в минуту или больший промежуток времени — зависит от устройства. Вращаясь, она создает обратную искусственную погрешность, которая компенсирует погрешность, создаваемую силой притяжения.
1 — Турбийон в часах
Турбийон может быть:
- Традиционным — крепится к плате с помощью верхнего и нижнего мостов.
- Парящим — крепится к плате без верхнего моста. Это позволяет использовать устройство для декорирования часов — циферблат конструируют так, чтобы часть механизма с турбийоном была открыта для обозрения.
Конструкция отличается сложностью изготовления — устройство состоит из нескольких десятков мелких деталей. Так, толщина конструкции может составлять всего 3,5 мм, а минимальное количество деталей — 38.
Практическая необходимость в турбийоне как регуляторе точности хода отпала с появлением новых материалов для изготовления основных деталей часовых механизмов. Однако устройство продолжают использовать как дань уважения к часовому искусству. Кроме того, эта сложная конструкция позволяет производителям элитных часов создавать еще более утонченные и совершенные модели для ценителей часового дела.