Ручной завод — это передача энергии колесной системе часового механизма посредством вращения заводной головки. Он необходим для исправного отображения времени в часах с пружинным двигателем.
В механических часах колесная система, которая отвечает за движение стрелок на циферблате, приводится в движение с помощью S-образной или спиральной пружины, расположенной в барабане с зубчатыми краями (2). Принцип ее работы основан на преобразовании изгибающего момента в крутящий.
Под действием энергии, передаваемой с помощью вращения заводного вала (1), пружина закручивается. Создается изгибающий момент. По мере раскручивания пружины изгибающий момент превращается в крутящий, приводя в движение барабан. Далее барабан передает импульс шестерням колесной системы (3), тем самым обеспечивая работу механизма. Когда пружина распускается до конца, часы останавливаются. Чтобы этого не произошло, их необходимо подзаводить регулярно.
1 — Заводная головка и заводной вал; 2 — Пружина и барабан; 3 — Колесная система часов
Обычно часы с ручным заводом тоньше автоматических. Это связано с отсутствием необходимости размещения в корпусе дополнительной детали — эксцентрика или ротора. Есть механизмы с комбинированным заводом — ручным и автоматическим.
Главный недостаток — непостоянство передаваемого крутящего момента. Он достигает максимального значения при полном заводе. Когда пружина раскручивается, момент уменьшается, и это сказывается на точности часов. Так, для механизмов с ручным подзаводом считается нормальным суточное отклонение от точного времени на 15-45 секунд. Кроме того, такие часы нужно заводить вручную регулярно, обычно один раз в сутки.