Ротор — это деталь часового механизма, используемая для автоматического подзавода часов. Она представляет собой серповидный груз, который свободно вращается вокруг центральной оси, и через колесную систему передает энергию вращения заводной пружине. Другое название — инерционный сектор.
Центр тяжести металлического груза смещен к краю. Это позволяет ему поворачиваться вокруг оси при любом перемещении часов в пространстве — движении руки, оборотах механизма шкатулки подзавода. Поворачиваясь, он передает кинетическую энергию колесной передаче (3), а та — пружине заводного барабана (2). Пока часы находятся в движении, пружина накапливает и постоянно высвобождает энергию, поддерживая механизм в активном состоянии. Подзавод часов может происходить при вращении ротора в одну сторону или в обе — зависит от модели.
1 — Ротор автоподзавода; 2 — Пружина заводного барабана; 3 — Колесная передача
Для завода часов необходим груз с большой инерцией. Чтобы увеличить инерцию, часовщики используют сочетание легких и тяжелых сплавов. Так, сам модуль ротора обычно изготавливают из легкого и прочного сплава (вольфрам, титан), а внешний обод утяжеляют (золото, карбон, тяжелый сплав вольфрама). Диаметр модуля делают максимально возможным, чтобы увеличить кинетическую энергию.