Анкерный спуск — устройство, которое передает энергию, полученную от заводной пружины, на балансировочное колесо и управляет основной системой зубчатых передач.
Анкерный спуск не позволяет одномоментно перейти потенциальной энергии в кинетическую и разбивает процесс на короткие импульсы, которые отсчитывают стрелки часов. Используются преимущественно швейцарские анкерные спуски. Конструкция состоит из:
- анкерного колеса;
- вилки с насаженными палетами;
- импульсного камня у основания баланса;
- ограничителей, напаянных на платину часов.
1 — анкерное колесо; 2 — анкерная вилка; 3 — палеты анкерной вилки
Смысл изобретения сводится к тому, что импульсный камень, возвращаясь в положение покоя, ударяет по концу анкерной вилки и тем самым освобождает зуб анкерного колеса. В этот момент оно получает импульс от заводной пружины и двигается до тех пор, пока следующий зуб не упрется в палетку и не передвинет анкерную вилку, а она протолкнет импульсный камень вместе с балансировочным колесом.
Главная проблема устройства — сила трения. Она настолько велика, что рубиновые палеты и подшипники качения быстро изнашиваются без смазки. Дефект исправил в 1980 году англичанин Джордж Даниэль, запатентовавший коаксиальный спуск. Он используется в часах Omega с 1990 года.