Свенд Андерсен (Svend Andersen) родился в 1942 году в семье, не имеющей отношения к производству часов. Будущий часовщик с детства увлекался механикой и после окончания обязательного школьного курса хотел пойти работать на завод по производству лодочного снаряжения, подвесных фонарей и циферблатов. Но завод к огорчению Свенда оказался на грани разорения, а он сам — перед трудным выбором, как быть дальше. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы отец Свенда случайно не наткнулся на газетное объявление о том, что часовой мастер из Падборга (город недалеко от границы с Германией) ищет ученика и Андерсен, послушав отца, в конце концов, согласился заняться часовым делом. На освоение тонкостей работы у него ушло 4 года. Затем, еще полгода занял курс при Королевской датской академии, который позволил молодому часовщику получить диплом.
В 1963 году Свенд Андерсен перебрался из Дании в Швейцарию, где со своими навыками и отличным знанием английского и немецкого языка он мог получать гораздо больше. Вскоре ему подвернулась работа в отделе послепродажного обслуживания компании Gübelin, сначала в Люцерне, а затем и в Женеве.
В 1969 году на женевской выставке Montres et Bijoux Андерсен представил свое первое детище — часы Bottle Clock. Эта модель объединила часовое искусство и сувенирный корабль в бутылке. Первые экземпляры серии имели механизм с ручным подзаводом и 8-дневным запасом хода, а дальше «часы в бутылке» заводились от батарейки, спрятанной в пробке. Чтобы собрать механизм часов (запихнуть все детали в узкое горлышко бутылки), Андерсену понадобилось изготовить 17 специальных инструментов. Изобретение датчанина в короткое время сделало его знаменитым. В прессе молодой талант окрестили «часовщиком невозможного». Андерсена сразу переманили из Gübelin в Patek Philippe, где он почти 10 лет работал в отделе усложнений.
В 1979 году молодой часовщик покидает Patek Philippe и в следующем году открывает собственную компанию Andersen Genève. Первое время Свенд занимается реставрацией и изготовлением корпусов на заказ, а также сотрудничает с аукционом Antiquorum. В 1984 году один из экспертов аукциона знакомит его с юным Франком Мюллером, для которого Андерсен становится наставником.
В 1989 году Свенд Андерсен впервые попал в Книгу рекордов Гиннеса как создатель самых маленьких в мире наручных часов с календарем. Механизм часов, созданный на базе калибра LeCoultre 104, смог уложился в параметры 6,5 х 17,4 мм. Календари, вообще, стали одной из излюбленных тем датчанина.
Другое увлечение мастера — часы с функцией мирового времени, вдохновленные знаменитой дисковой системой Луи Коттье. Еще в годы работы в Patek Philippe, Андерсен смог разобраться, как устроены такие часы. Уже в 1990 году он впервые выпускает свою версию волдтаймера под названием Communication 24. Модуль мирового времени ему удается сделать чуть тоньше, чем у Коттье — 0,9 мм вместе с циферблатом против 1,2 мм. Из 24 экземпляров, предложенных по подписке, 18 часов сразу покупаются.
В 1994 году Свенд Андерсен выпускает часы Mundus. Модель с корпусом из платины толщиной 4,2 мм, похоже, становится самым тонким волдтаймером в мире, и часовщик, таким образом, второй раз попадает в Книгу рекордов Гиннесса.
В 1996 году в коллекции Andersen Genève появляются часы с необычным вечным календарем. Функция «вечный календарь» в часовом деле считается классикой жанра, но Андерсену удается освежить эту функцию. Его вечный календарь, собранный на базе калибра ETА 2892, — секулярный, он способен учитывать 400-летний цикл високосных лет. В отличие от других вечных календарей эти часы «понимают», что 2100, 2200 и 2300 годы — не високосные, поэтому в нужное время механизм будет переключаться с 28 февраля на 1 марта. Специально для модели Perpetual Secular Calendar Свенд Андерсен создал уникальный модуль с крошечным колесиком, которое поворачивается один раз в 400 лет. Интересно, что в этих часах не было указателя дней недели. На циферблате Андерсен разместил только дату, а остальные указатели (месяц, цикл високосных лет, секулярный цикл) предусмотрительно вынес на обратную сторону корпуса.
В 2016 году, к 20-летию модели, мастер представил обновленный Perpetual Secular Calendar в платиновом корпусе. Недостающий указатель дней недели все же появился на циферблате, в очень необычном формате. Каждому дню недели в часах соответствует одно из семи небесных тел, давших ему название на латыни. Понедельник — Луна; Вторник — Марс; Среда — Меркурий; Четверг — Юпитер; Пятница — Венера; Суббота — Сатурн; Воскресенье — Солнце.
Особое место в творчестве датского часового мастера занимают автоматоны с эротическими миниатюрами. Он делает такие часы по индивидуальным заказам с 1994 года, вдохновляясь японским хентай и древнегреческой эротической стилистикой. Внешне часы Андерсена абсолютно классические — золотой корпус, элегантный циферблат, и лишь кнопка на отметке «8 часов» может вызвать вопросы о своем предназначении. Но перевернув корпус, вы погрузитесь в мир собственных эротических фантазий. По заказу клиента мастер изобразит на обратной стороне любую сцену. Как говорит сам Свенд, «самое важное и сложное в эротическом автоматоне: все должно двигаться плавно и гармонично».
Есть в карьере датчанина и опыт работы с крупными часовыми брендами. В 1998 году по заказу компании Cartier Андерсен создал часы Pasha Jour et Nuit, в которых объединил концепции прыгающего часа и указателя «день/ночь». На циферблате модели есть две шкалы, показывающие дневные и ночные часы. Центральная стрелка-указатель имеет два конца — длинный и короткий. Длинной своей частью с наконечником в виде солнца стрелка показывает время с 6 утра до 6 вечера, после чего перескакивает на вторую шкалу и уже короткой частью с луной на конце показывает время с 6 вечера до 6 утра. Эти часы были выпущены тиражом в 125 экземпляров, что нехарактерно для мелкосерийного производства Andersen Genève.
Свенд Андерсен не только вдохновлялся чем-то, что было создано до него, и не просто копировал идею, а вносил в нее что-то свое. Так было с Montre à Tact — тактильными часами, которые считаются детищем Авраама-Луи Бреге. В таких часах время можно было определить по положению стрелки и рельефных часовых меток относительно заводной головки, что позволяло не доставать их из кармана. Пример тому — тактильные часы Breguet 1800 года, которые сегодня хранятся в музее Стокгольма. Они стали источником вдохновения для самого Свенда Андерсена.
Однако, в часах Andersen Genève из коллекции Montre à Tact идея тактильности полностью исчезла. Время на часах можно посмотреть двумя способами: либо в небольшом окошке на циферблате, что оставляет простор для создания индивидуального дизайна, либо между ушками, на вращающемся кольце по периметру корпуса.
В 2005 году концепция Montre à Tact пригодилась мастеру, чтобы отдать дань уважения знаменитому земляку и однофамильцу Гансу Христиану Андерсену. К 200-летию Свенд Андерсен создал серию из четырех моделей, каждая из которых была изготовлена в единственном экземпляре. На одной из них выгравирован портрет писателя, на трех остальных — миниатюры со сценами из сказок «Огниво», «Новое платье короля» и «Соловей».
Три года спустя Андерсен вновь продемонстрировал неисчерпаемый потенциал Montre à Tact. Вышли часы с миниатюрой, на создание которой датчанина вдохновила картина «Смелый блеф» Кассиуса Кулиджа. Как и в серии полотен американского художника, на часах изображены собаки, играющие в покер.
К идее с необычным покером датчанин вернулся несколько лет назад, когда вместе с Константином Чайкиным создал оригинальную версию его знаменитой модели Joker. В основу миниатюры на обороте часов вновь легла картина Кулиджа, которая подверглась творческой редакции Андерсена. Собака здесь всего одна, а вместе с ней за покерным столом сидят персонажи истории о Бэтмене. Если нажать на кнопку с левой стороны корпуса, сценка на 2 минуты оживет.
В 2015 году Свенд Андерсен отметил 25-летие своего первого волдтаймера, выпустив новую модель с индикацией мирового времени Tempus Terrae. В этом же году часовщик продает компанию. Во главе Andersen Genève становится Пьер-Александр Эшлиман, но Андерсен не отходит от дел, продолжая участвовать в творческом процессе. Рука мастера отчетливо видна в прошлогодней новинке, созданной к 40-летию бренда.
Модель Jumping Hours 40th Anniversary получила платиновый корпус. Циферблат часов изготовлен из 21-каратного голубого золота и украшен сложным ромбовидным узором, который в зависимости от угла падения солнечных лучей по-разному отражает свет. Красивый оттенок золоту Blue Gold придают примеси никеля и железа. В 1988 году необычный сплав запатентовал женевский ювелир Людвиг Мюллер, который продал Андерсену права на его использование.
Бренд Andersen Genève получил признание не только у коллекционеров часов, но и у своих коллег. В 1985 году Свенд Андерсен стал соучредителем AHCI (Академии независимых часовщиков). В настоящее время в списке действующих членов AHCI более 30 участников. В их числе есть и бывшие ученики Свенда Андерсена: Франк Мюллер и Феликс Баумгартнер, а также российский часовщик Константин Чайкин.
Свенд Андерсен стал той движущей силой, благодаря которой часовое дело внесли в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Если бы существовал Зал Славы часовых мастеров, этот датчанин точно занял бы в нем почетное место.
Источник: andersen-geneve.ch