При погружении в архивы Vacheron Constantin обнаруживаются уникальные модели, созданные на рубеже XVIII века специально для женщин, по их запросам. В то время многие высокопоставленные лица при европейских дворах носили часы как функциональный аксессуар. Часы, которые часто носились на длинных цепочках-шатленах также были предметом обсуждения, церемониальным аксессуаром, указывающим на социальный статус..
На рубеже XVIII века: начало эры первых усложнений
Таким женщинам, как графиня Люшапта и королева Румынии Елизавета Нойвидская, чья переписка с Домом бережно сохранена в архивах Vacheron Constantin, безусловно, есть что сказать. Часы воспринимались как ювелирное украшение с индикацией времени, это было произведение золотых и серебряных дел мастеров, подходившее к драгоценному торжественному облачению и дополнявшее его. Примером тому служат карманные часы Vacheron Constantin 1815 года из желтого золота, центральная часть корпуса которых с искусно выгравированным цветочным орнаментом украшена гранатами.
Требовательные клиенты также очень ценили полезные усложнения, например, ударный механизм. В этом аспекте Vacheron Constantin уже успел завоевать репутацию. Среди старейших исторических моделей Дома — часы 1838 года из желтого золота, которые женщины носили в карманах платьев или в виде подвесок: модель отличают усложнение в виде четвертного репетира и смещенная от центра малая секундная стрелка на гильошированном циферблате с цветочным гравированным орнаментом.
На рубеже XIX века часы завоевывают женские запястья
Во второй половине XIX века появляются красочные версии часов охотничьего типа с корпусами, украшенными прозрачной (как правило, однотонной) эмалью, идеально подходящей по цвету к платью, как, например, в этом изделии Vacheron Constantin 1887 года. Крышки корпусов декорированы драгоценными камнями и жемчугом, эмалевыми завитками, гравированными арабесками, часто навеянными цветочными узорами, согласно предпочтениям самой персоны, размещающей заказ. Отныне часы не скрывали в карманах, а носили в качестве подвесок, как колье-шатлены или броши. К концу столетия внешний облик женщин начал меняться, и Vacheron Constantin шел в ногу со временем и тенденциями, навеянными парижскими модельерами.
Несмотря на то, что в начале ХХ века часы на женском запястье еще выглядели непривычно, рукава платьев стали короче, и все больше оголявшиеся руки означали: время первых наручных часов пришло. Стоит отметить, что некоторые особенно редкие образцы женских моделей часов, установленные в браслетах, стали появляться в коллекции Vacheron Constantin еще в конце XIX века. Наглядный пример — модель 1889 года, которая, вероятно, была представлена на Всемирной выставке в Париже: на сегодняшний день это старейшие наручные часы в истории Дома Vacheron Constantin. Их изысканно гравированный и инкрустированный бриллиантами корпус дополнен жестким браслетом с фигурками двух крылатых богинь. Эти часы характеризует едва заметная оригинальная деталь: завод механизма осуществляется посредством вращающегося безеля с насечками. Смелое нововведение в истинно женском стиле!
Начало ХХ века: эпоха безудержного творчества
В начале ХХ века женские модели часов естественным образом испытали парижское влияние. Декоративные элементы с жемчугом, ажурная гравировка, перламутр в сочетании с драгоценными и полудрагоценными цветными камнями, нефритом, а также лаковое покрытие и разноцветная эмаль украшали многие часы-подвески в стиле ар-нуво. Под влиянием Фердинанда Верже, французского партнера Vacheron Constantin, с которым Дом работал с 1879 года, часы превратились в ювелирные украшения с восхитительными камеями, навеянными искусством Азии и Древней Греции.
В 1920-е годы Vacheron Constantin также воспринял традиции ар-деко. Силуэты часов стали невероятно разнообразными: корпуса с лаконичными и строгими линиями теперь принимали форму овала или прямоугольника, квадрата или асимметричных фигур и в большинстве случаев инкрустировались камнями двух разных оттенков. Творческий процесс бил ключом. Модель часов Vacheron Constantin 1923 года служит яркой иллюстрацией этой тенденции: корпус из белого золота с шестиугольным циферблатом подчеркнут бриллиантами и сапфирами. Коллекция этих ювелирных часов также пополнилась более сдержанными моделями, отвечавшими требованиям женщин, которые хотели следить за временем при любых обстоятельствах, в повседневной жизни и на торжественных вечерах. Поэтому Дом Vacheron Constantin продолжил выпускать немногочисленные модели карманных часов — об этом свидетельствуют часы «с сюрпризом» 1929 года из белого золота, инкрустированные 18 кабошонами из рубина.
В 1930-е годы, несмотря на сложную экономическую ситуацию и гнетущую атмосферу, ставшую следствием биржевого краха 1929 года, Vacheron Constantin продолжил выпуск непревзойденных ювелирных часов, таких как модель 1937 года. Корпус и браслет этих часов, инкрустированные бриллиантами круглой, багетной и ромбовидной огранки, были выполнены из платины — материала, который очень ценился за свой современный вид. Часовая и минутная стрелки приводились в движение изящным механизмом овальной формы.
В этот период Дом Vacheron Constantin, столкнувшийся с высоким спросом на часы различных форм, разрабатывал миниатюрные калибры, адаптированные к изысканным пропорциям корпусов. Домом был представлен так называемый «багетный калибр 7» (21,5 x 6,5 мм), использовавшийся преимущественно в ювелирных часах. Этот механизм продолговатой формы был оснащен запатентованной системой, защищавшей балансовое колесо от внешних воздействий, повышая его долговечность.
Женственность в высоком ювелирном искусстве
Начиная с 1940-х годов женщины стали носить часы практически только на запястьях. Геометричные линии периода ар-деко постепенно уступили место более чувственным формам. Потайные часы, задуманные как ювелирные украшения, позволяющие узнавать время, пользовались особенной популярностью, и Vacheron Constantin стремился воплотить свою выдающуюся стилистическую изобретательность, разрабатывая дизайн, ярко иллюстрировавший современную эпоху. Модели часов стали более объемными, а корпус, как правило, был интегрирован с браслетом, что достигалось за счет скрупулезно продуманного дизайна ушек. Ряд изделий, представлявшихся начиная с 1942 года на выставке Montres et Bijoux в Женеве, иллюстрируют творческую смелость Дома: это роскошные браслеты с широкими золотыми звеньями, например в модели 1946 года.
Вслед за этими смелыми и оригинальными формами новым мощнейшим источником вдохновения Дома стала эпоха неистовых 1970-х, и одно из творений того периода в 1972 году было удостоено награды Prestige de la France, которая вручалась за инновации в области дизайна в ряде промышленных отраслей. Эти часы, получившие название «1972», выделялись не только асимметричной формой корпуса, но также золотым браслетом, встроенным в центральную часть корпуса. В этой модели в полной мере воплотились эстетические традиции того времени, когда женские часы стали принимать сложные геометричные формы ромба, трапеции и овала.
В то же десятилетие стиль эпохи стали определять яркие цвета и инкрустации с драгоценными камнями. В конце 1970-х годов Дом Vacheron Constantin представил созданные совместно с дизайнером Раймондом Моретти беспрецедентные часы Kallista (в переводе с греческого — «самые красивые») с инкрустацией из 118 бриллиантов изумрудной огранки, каждый весом от 1,2 до 4 карат.
В последующие десятилетия вновь создаваемые ключевые коллекции Vacheron Constantin стремительно пополнялись версиями для обоих полов. Словно приглашающий в путешествие, спортивный дизайн часов коллекции Overseas был переосмыслен в женских моделях с корпусами меньшего диаметра, подходящими для более тонких ремешков. Технически сложные и эстетически изысканные коллекции Traditionnelle и Patrimony также были представлены в драгоценных и утонченных интерпретациях: декорированные перламутром или бриллиантами, оснащенные калибрами с ручным заводом или автоматическими механизмами категории высокого часового искусства, включавшими усложнение в виде указателя фаз Луны, эти модели были насквозь пронизаны ярко выраженной женственной элегантностью. Это означает, что каждая модель таких часов — наглядное свидетельство стремления Дома предложить женщинам лучшее из возможного, воплощенное в сочетании стиля и точности. В наши дни это желание находит выражение в новой коллекции Égérie. Навеянная миром высокой моды и эстетическими канонами, уходящими корнями в историю Vacheron Constantin, эта коллекция служит гимном женщине — «одной из немногих», харизматичной и увлеченной часовым искусством. Равно как и любое другое творение для женщин, созданное Домом за два с лишним века.
Источник: www.vacheron-constantin.com