Среди архивных фотографий Владимира Высоцкого непросто найти те, которые бы подсказали, какие часы носил самый известный советский бард.
В последние годы жизни спутником поэта стал образец утонченной классики Cartier из коллекции Santos de Cartier. Купить такие на заграничных гастролях Высоцкий не мог, так как всю выручку от выступлений за кордоном сдавал государству. Откуда же они взялись?
Все ниточки в истории этих часов ведут к Марине Влади. Женой Владимира Высоцкого французская актриса с русскими корнями стала в 1970 году, а уже через несколько лет познакомила известного супруга со своим предыдущим мужем — Жаном-Клодом Бруйе. Будучи летчиком по профессии (то ли военным, то ли гражданским, в разных источниках пишут по-разному), свое немаленькое состояние Бруйе сколотил, занимаясь перевозками грузов и ремонтом самолетов в Африке. Дела шли настолько хорошо, что какое-то время он считался самым богатым человеком черного континента.
После развода с Влади Бруйе продал долю в бизнесе своему партнеру и купил остров во Французской Полинезии, куда и пригласил отдохнуть экс-супругу с новым мужем. Несмотря на языковой барьер, мужчины быстро нашли общий язык, чему наверняка поспособствовали долгие партии в шахматы и плавание в океане.
На память от той экзотической поездки у Высоцкого и остались часы Cartier со стальным корпусом и безелем из желтого золота, которые Бруйе подарил поэту, сняв с собственной руки. Похожие часы Cartier до сих пор выпускает с завидной регулярностью. В 2018 году у бренда вышло 3 новых модели Santos de Cartier, посвященных самым известным летательным аппаратам французско-бразильского летчика Альберто Сантоса Дюмона, в честь которого коллекция и получила свое название.
Владимира Высоцкого не стало в июле 1980 года — в разгар московской Олимпиады. С тех пор те самые часы Cartier носила его французская муза Марина Влади. В 2015 году в Париже актриса выставила личные вещи Высоцкого на аукцион.
В числе почти двух сотен предметов французский аукционный дом Druot получил от Влади не только часы Высоцкого, но и платиновое кольцо Cartier, подаренное актрисе Владимиром Семеновичем, часы Corum (еще один подарок Высоцкого любимой супруге) и последнее стихотворение поэта, посвященное Марине Влади и написанное за 1,5 месяца до его смерти.
Неизвестно, куда бы ушли все эти вещи после аукциона, если бы судьба не свела Марину Влади с бизнесменом из Екатеринбурга Андреем Гавриловским. Будучи большим поклонником поэта, Гавриловский буквально всю свою жизнь посвятил тому, чтобы найти и сохранить все, что связано с творчеством Высоцкого. По его инициативе в Екатеринбурге был построен бизнес-центр, который носит имя советского барда. Ему же принадлежит идея создания памятника Высоцкому, который стоит у входа в принадлежащий Гавриловскому ТЦ «Антей».
И, наконец, его стараниями в Россию вернулся и был отреставрирован личный «Мерседес» Высоцкого, за которым безуспешно гонялись создатели фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Сейчас он находится в экспозиции музея поэта, расположенного в том самом БЦ «Высоцкий».
На том аукционе, за который Влади клеймили, называя кощунством продажу личных вещей легенды, Гавриловский приобрел 37 лотов, включая кольцо Cartier и последнее стихотворение Высоцкого. К слову, скромный листок с рукописным текстом, официально признанный «культурной ценностью Российской Федерации» обошелся поклоннику поэта в €252,000.
При этом часы Высоцкого бизнесмену покупать не пришлось. По просьбе Гавриловского Марина Влади сняла некоторые предметы с аукциона и передала их в музей в Екатеринбурге. Изначально планировалось, что экспозиция будет открыта для осмотра дважды в год — в день рождения и день смерти поэта. Однако, позже было решено, что музей будет работать по более «приземленному» графику. Так, что если вдруг вы окажетесь в Екатеринбурге, обязательно загляните туда, чтобы приобщиться к наследию некогда огромной страны.
Источник: пресс-релиз компании Cartier