15-летняя история MB&F отмечена сотрудничеством с целым рядом талантливых часовщиков нашего времени, в числе которых Кари Вотилайнен, Эрик Кудрэ, Стивен МакДоннал, Жан-Марк Видеррехт, Степан Сарпанева. В проектах MB&F также принимали участие знаменитые художники и дизайнеры, такие как давний партнер бренда Эрик Жиру, дизайнер-бунтарь Ален Зильберштейн, скульптор Сиа Хан или современный художник Сейдж Вон. В этот раз, впервые в своей истории, MB&F делает акцент на традиционном ремесле: серия LM Split Escapement Eddy Jaquet Limited Edition из восьми уникальных экземпляров демонстрирует богатую фантазию и удивительное мастерство известного гравера Эдди Жаке, который выполнил оригинальные иллюстрации к романам Жюля Верна.
Жаке получил высокое признание в узком кругу любителей независимых часовых производителей за свое умение наделять часы богатым графическим содержанием. Он уже хорошо знаком давним поклонникам творчества MB&F: элегантные надписи на механизмах Legacy Machine выполнены рукой Эдди Жаке, и уже по ним можно судить о его мастерстве гравера. Максимилиан Бюссер, основатель MB&F, замечает: «Мы сотрудничаем не первый год, и могу сказать, что обращаться к Эдди с просьбой выгравировать на механизме пару имен, это как играть «К Элизе» на скрипке Страдивари: трудно представить себе еще более скромное использование его уникального таланта».
Самые яркие произведения Эдди Жаке, работающего в Невшателе, впечатляют художественной глубиной, амбициозностью, классической манерой исполнения и эпическим изображением персонажей. Это закономерно определило тематику серии LM Split Escapement Eddy Jaquet Limited Edition. «Мы собрались за столом, провели «мозговой штурм», и практически сразу же появилась идея обратиться к творчеству Жюля Верна. Во-первых, потому что я обожаю научную фантастику, а во-вторых, потому что коллекция Legacy Machine, в работе над которой принял участие Эдди, — это именно те часы, которые бы я создал, если бы основал MB&F 150 лет назад», — говорит Бюссер.
Модель Legacy Machine Split Escapement (LM SE) имеет большую свободную поверхность для нанесения гравировки, так что ее выбор в качестве основы для уникальной коллекции был очевиден. Готовясь к работе над этой серией, Эдди Жаке подробно ознакомился с творчеством Жюля Верна, прочитав около 60 романов и рассказов плодовитого французского писателя XIX века. В итоге для иллюстрации лимитированной серии Жаке отобрал восемь произведений, в числе которых несколько его любимых книг, таких как «Двадцать тысяч лье под водой», а также некоторые малоизвестные произведения, как, например, «Путешествие и приключения капитана Гаттераса».
Особо стоит отметить, что ни одна из выполненных им иллюстраций не является производной от какой-либо существующей картины. Жаке разработал их после того, как прочел книги Жюля Верна и ознакомился с некоторыми созданными по их мотивам фильмами и творениями. Каждая гравировка представляет собой эффектное изображение сцен и ключевых моментов одной из книг, придуманное Жаке и адаптированное для нанесения на модель LM SE.
Жаке пришлось не только подойди к делу максимально творчески и применить весь свой талант гравера, но и учесть различные требования и ограничения, обусловленные конструкцией LM SE. Гравировка нанесена на пластину циферблата, которая в основных сериях LM SE равномерно плоская, а здесь неоднородна по толщине, что связано с размещением разнообразных деталей механизма. Поэтому гравировать традиционным способом не представлялось возможным: при нанесении гравировки необходимо было учесть разную толщину циферблата и тщательно изучить расположение наиболее тонких секторов, с тем, чтобы те не совпали с фрагментами изображения, предполагающими создание глубокого рельефа, и таким образом избежать риска прорезать циферблат насквозь.
В свою очередь, были внесены некоторые изменения и в конструкцию оригинальной модели LM Split Escapement, чтобы максимально увеличить поверхность для нанесения гравировки и создать все условия для того, чтобы Жаке мог проявить свое искусство в полной мере. В частности, пластину циферблата расширили, индикаторы даты и запаса хода сделали прозрачными, безель стал более тонким, а размеры корпуса были изменены под более широкую пластину циферблата. Изменение размеров безеля и корпуса привело к необходимости изготовить новое стекло циферблата — в силу увеличенного диаметра оно стало менее выпуклым.
Чтобы придать иллюстрируемым сценам еще большую выразительность, Жаке вручную нанес темный родиевый сплав, подчеркнув контрастность каждой детали сообразно концепции изображения. Так, отобразить дым на циферблате «Михаил Строгов» удалось с помощью мелких штрихов, в то время как оформление циферблата «Путешествие к центру Земли», украшенного подводными видами, потребовало создания плавных переходов. Изменение конструкции некоторых деталей и выполнение гравировки на циферблате увеличило продолжительность работы над каждой из уникальных моделей LM SE Eddy Jaquet Limited Edition более чем на 300 часов.
Восемь произведений Жюля Верна, проиллюстрированных в серии:
«Двадцать тысяч лье под водой»
«От Земли до Луны»
«Вокруг света за 80 дней»
«Пять недель на воздушном шаре»
«Путешествие и приключения капитана Гаттераса»
«Путешествие к центру Земли»
«Михаил Строгов»
«Робур-Завоеватель»
Каждая из этих восьми моделей, выполненных в единственном экземпляре, имеет корпус из красного золота 18 К.
Гравированные изображения на пластинах циферблата моделей LM SE Eddy Jaquet Limited Edition выполнены по мотивам произведений Жюля Верна — знаменитого французского писателя XIX века, одного из первопроходцев в жанре научной фантастики. Прежде чем приступить к работе над каждой из этих уникальных моделей, гравер Эдди Жаке читал (или перечитывал) соответствующую книгу Жюля Верна и просматривал значимые производные произведения, такие как кинокартины и первоначальные иллюстрации, которые в свое время получили одобрение самого писателя. Затем он делал наброски на образцах пластины циферблата, воспроизводя в них ключевые сцены романа. На некоторых циферблатах он объединил несколько изображений в содержательную графическую мозаику.
Так, на циферблате, посвященном роману «Двадцать тысяч лье под водой», изображена подводная лодка «Наутилус», замершая в океанских глубинах. Над указателем запаса хода выгравирована пара полуразрушенных колонн, что говорит о том, что перед нами сцена, в которой капитан Немо с командой исследуют затерянную Атлантиду. Иначе оформлен циферблат, вдохновленный романом «Путешествие к центру Земли»: на нем объединены изображения исследователей, спускающихся в недра Земли, и подземного океана, населенного доисторическими животными, а вдали виден извергающийся вулкан, из-за которого в конце книги исследователям пришлось вернуться на поверхность.
Нанесение столь детальных изображений на пластину циферблата очень небольшого диаметра сопровождалось немалыми трудностями. Часть из них Жаке предвидел и учел заранее, для некоторых же пришлось находить решение прямо в процессе гравировки. Уже при работе над самым первым циферблатом, который отсылает к роману «Пять недель на воздушном шаре», в проектных заметках он выделил участки циферблата, имеющие разную толщину. Плоская сверху пластина циферблата снизу имеет неровную поверхность, с углублениями разного размера, которые предназначены для размещения деталей механизма LM Split Escapement.
Местами толщина пластины достигает 1,15 мм — на таких участках он мог позволить себе наносить глубокие линии гравировки. Однако в трех наиболее сложных сегментах толщина пластины не превышает 0,35 мм, в силу чего в этих местах он был вынужден работать предельно осторожно и следить за тем, чтобы это не сказалось на общем качестве предельно детального изображения.
В рабочих заметках об этом циферблате Жаке отдельно отмечает трех зебр, видимых сквозь индикатор даты, которые мирно пьют воду на водопое в африканской саванне. Эти животные не фигурировали на исходном эскизе, однако мастер решил добавить их уже в ходе гравировки для эстетического баланса композиции. Однако для этого пришлось несколько изменить положение двух бегемотов по соседству — яркий пример высочайшего мастерства и гибкого подхода, необходимого для успеха столь сложного проекта.
Чтобы сделать акцент на тех или иных деталях изображения и подчеркнуть драматический характер сцены, Жаке не раз использовал затемняющую обработку. Однако вместо широко применяемого метода, предполагающего однородное нанесение темного покрытия, которое затем частично удаляется для получения требуемого контраста, в работе над Legacy Machine Split Escapement Жаке сделал выбор в пользу гораздо более трудоемкой техники, которая позволяет создать существенно более выразительный эстетический эффект. При помощи ювелирной гальванической ручки он тщательно нанес на каждый циферблат состав, содержащий ионы темного родиевого сплава. Для получения блестящего темно-серого покрытия здесь используется смесь обычного серебристо-белого родия и других металлов (состав смеси хранится в секрете).
Оперируя гальванической ручкой, словно художник кисточкой, мастер наносил смесь послойно. Используя естественную способность родиевой смеси при электролизе равномерно оседать в бороздках и по поверхности циферблата, Жаке создал широкую гамму оттенков серого, передающих разную текстуру и разные уровни освещенности. Искусность этой техники образования контрастов хорошо видна на примере дыма, изображенного на модели «Михаил Строгов»: окутывающий шпиль церкви, местами чернильно-черный дым, сквозь который кое-где вырывается пламя — в полном соответствии описанному Жюлем Верном.
Темный блеск гладкой кожи бегемота в модели «Пять недель на воздушном шаре» тонко подчеркнут художественными светлыми тонами, в то время как плавные переходы в изображении космоса и моря в моделях «От Земли до Луны» и «Путешествие к центру Земли» потребовали особой тщательности исполнения и высокой техничности, с тем, чтобы получить на некоторых элементах изображения переливающиеся оттенки посредством сложного послойного нанесения родиевого состава.
Не только из-за относительно большой поверхности циферблата, подходящей для нанесения гравировки, но и по другим параметрам модель Legacy Machine Split Escapement была наилучшим выбором для совместного проекта с Эдди Жаке, одним из самых талантливых мастеров-ремесленников в мире современного часового искусства. В частности, LM Split Escapement оснащена запатентованным спуском, который разработал специально для MB&F знаменитый часовщик Стивен МакДоннал. Впервые он был применен в модели Legacy Machine Perpetual. Наличие столь новаторского модуля также делает модель LM Split Escapement идеально подходящей для размещения гравюр по мотивам произведений Жюля Верна, проникнутых первопроходческим духом. Кроме того, изначально коллекция Legacy Machine была результатом смелого эксперимента Максимилиана Бюссера, основателя MB&F, который задался вопросом, какие часы он бы создал, родись он не в 1967, а в 1867 году. Творчество Жюля Верна стало связующей нитью всей серии.
У каждой из этих моделей MB&F двойное механическое сердце. У этого есть как метафорическое — история и источник вдохновения, так и конкретное воплощение — в виде механического осциллятора. Эти две особенности прекрасно сочетаются со своеобразием Legacy Machine Split Escapement и раскрывают ее особый характер.
Первые часы Legacy Machine впитали волшебную атмосферу оптимизма, которая царила на Всемирных выставках конца XIX — начала XX веков. Разделяемое всеми стремление к обновлению отразилось в конструкции одноименного механизма LM Split Escapement, порывавшей с традициями часового дела. Перенос импульсного камня, анкерной вилки и анкерного колеса на противоположную сторону часового механизма позволил усилить в часах Legacy Machine Split Escapement визуальную эффектность баланса, подобно тому, как иллюзионист тщательно прячет механизмы, управляющие его удивительным аттракционом.
Учитывая высокую чувствительность баланса и ту первостепенную роль, которую он играет в достижении хронометрической точности, в отношении спуска часовщики предпочитают следовать традиционным канонам. Согласно законам механики, источник импульсов должен быть как можно ближе к осциллятору. Это объясняет, почему модули баланса выглядят именно так — малая по высоте компактная сборка, в которой импульсный камень расположен под колесом баланса и спиралью.
Расстояние между балансом и импульсным камнем составляет целых 11,78 мм. Это и есть длина колонки, которая пронизывает механизм, проходит через циферблат и поддерживает осциллятор. Длинная колонка увеличивает вероятность воздействия помех на работу модуля баланс-спираль и чрезмерной нагрузки на непрерывно вращающуюся ось баланса. Инерция баланса и жесткость оси являются главными знаменателями в этом уравнении, однако тщательно спроектированная конструкция механизма LM SE гарантирует его хронометрическую точность.
Несмотря на технические затруднения, возникшие при создании сплит-спуска, часовой механизм LM SE проектировался с мыслью о красоте и классическом стиле. Он получился симметричным, с мостами, перекинувшимися через основные компоненты и обрамляющими золотые шатоны с утопленными в них камнями. Как это всегда и бывает в случае совершенных устройств, сторонний наблюдатель увидит лишь их безупречную работу и кажущуюся изящную простоту. Чтобы отразить вдохновляющее новаторство, творческую смелость и целостность произведений Жюля Верна, специалистам MB&F и Эдди Жаке трудно было сделать лучший выбор, чем Legacy Machine Split Escapement.
В мире часового искусства есть немало корифеев, одно упоминание которых сразу же вызывает восхищение и уважение. В узком кругу поклонников часового искусства со всего мира хорошо известны работы таких создателей механизмов, как Жан-Франсуа Можон, Кари Вотилайнен, Жан-Марк Видеррехт, Степан Сарпанева, Эрик Кудрэ и Стивен МакДоннал. Конструкторы Эрик Жиру и Ален Зильберштейн пользуются безмерным почитанием у поклонников их творчества. Однако лишь немногим знакомо имя Эдди Жаке, одного из самых талантливых мастеров своего времени, которому, как ни кому другому, удается создавать настоящее повествование посредством гравированных изображений на циферблате часов.
Эдди Жаке родился в 1965 году в небольшом селении в окрестностях Невшателя. Сразу после окончания обучения в Школе прикладных искусств Ла-Шо-де-Фона в 1987 году он полностью посвятил себя гравюре, в которой нашел свое призвание, и продолжает заниматься этим видом творчества по сей день. В 1994 году Жаке стал независимым мастером, что позволило ему создать целый ряд изысканных произведений искусства на часовых циферблатах.
Зачастую основой его творений становятся литературные произведения и сюжеты из сокровищницы мировой культуры, однако при этом он непременно подает их в собственной интерпретации. Яркий тому пример — Legacy Machine Split Escapement Eddy Jaquet Limited Edition, серия из восьми моделей, выполненных в единственном экземпляре и украшенных гравированными вручную изображениями по мотивам книг Жюля Верна в оригинальной творческой манере Жаке. Эдди Жаке является другом бренда MB&F с 2011 года — тогда он собственноручно выгравировал имена Кари Вотилайнена и Жан-Франсуа Можона на мосту механизма самых первых часов линии Legacy Machine.
LM SPLIT ESCAPEMENT — MB&F x ЭДДИ ЖАКЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ограниченная серия из 8 единичных экземпляров с циферблатами- гравировками Эдди Жаке, вдохновленными романами Жюля Верна:
«Двадцать тысяч лье под водой»
«От Земли до Луны»
«Вокруг света за 80 дней»
«Пять недель на воздушном шаре»
«Путешествие и приключения капитана Гаттераса»
«Путешествие к центру Земли»
«Михаил Строгов»
«Робур-Завоеватель»
Механизм
Механизм LM SE разработан Стивеном МакДоннелом по заказу MB&F.
Сплит-спуск с подвешенным над циферблатом колесом баланса и расположенными под часовым механизмом анкером и анкерным колесом.
Ручной завод, два заводных барабана.
Запас хода: 72 часа
Изготовленное на заказ балансовое колесо диаметром 14 мм с традиционными винтами регулировки, видимое с лицевой стороны механизма.
Великолепная ручная отделка в стиле XIX века: внутренние углы с полированными вручную кромками, узор «Женевские волны», ручная гравировка.
Частота баланса: 2,5 Гц /18 000 пк/час
Количество деталей: 296
Количество камней: 35
Функции и индикаторы
Часы, минуты, дата и индикация запаса хода.
Кнопка рядом с указателем даты для быстрой корректировки даты.
Корпус
Материал: красное золото 5N+
Размеры: 44,5 мм x 18,2 мм
Количество деталей: 50
Водонепроницаемость: 30 м / 3 АТМ
Сапфировые стекла
Сапфировые стекла с лицевой и обратной стороны корпуса с двусторонним антибликовым покрытием.
Ремешок и застежка
Прошитый вручную темно-коричневый ремешок из кожи аллигатора, раскладывающаяся застежка из красного золота 5N+ в тон корпусу.
Источник: MB&F пресс-релиз компании